Вопросы табакокурения, потребления иной никотинсодержащей продукции всегда находятся в поле внимательного отношения органов государственной власти Российской Федерации, особенно в связи с вовлечением в табакокурение и потребление никотинсодержащей продукции несовершеннолетних, а также в целях охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма. Согласно Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и иной никотинсодержащей продукции в Российской Федерации на период до 2035 года и дальнейшую перспективу, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2019 г. № 2732-р (далее  Концепция), потребление табака является причиной возникновения заболеваний, связанных с его воздействием на организм, приводящим к инвалидности и преждевременной смертности, и создает социальноэкономическое бремя для системы здравоохранения и общества в целом. Основным компонентом табака является никотин, вызывающий и поддерживающий зависимость. Распространение получают новые виды потребления никотина с помощью специально разработанных курительных принадлежностей  электронных систем доставки никотина, устройств для нагревания табака, а также иной никотинсодержащей продукции, никотинсодержащей и безникотиновой жидкостей. Такая продукция приобрела популярность, особенно среди молодежи, в том числе ранее не потреблявшей табачные изделия и иную никотинсодержащую продукцию. 2 О направлении информации - 07 Нормативное правовое регулирование запрета курения табака или потребления никотинсодержащей продукции на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья в связи с потреблением табака или потребления никотинсодержащей продукции, регулируются Федеральным законом от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» (далее – Федеральный закон № 15-ФЗ). Изменения в Федеральный закон № 15-ФЗ, внесенные 28 апреля 2023 года, позволили урегулировать одну из значимых трудностей, возникавшую ранее и связанную с определением наличия или отсутствия никотина в продукции, предназначенной для использования в устройствах для потребления никотинсодержащей продукции, в том числе в электронных системах доставки никотина или устройствах для нагревания табака. Теперь к никотинсодержащей продукции относятся и безникотиновая жидкость. В Федеральном законе № 15-ФЗ дано определение никотинсодержащей продукции1 , никотинсодержащей и безникотиновой жидкости, устройств для потребления никотинсодержащей продукции2 , в том числе кальяна3 . Все электронные или иные приборы, которые используются для получения никотинсодержащего или безникотинового аэрозоля, пара, вдыхаемых потребителем, в том числе электронные системы доставки никотина и устройства для нагревания табака, подпадают под действие Федерального закона № 15-ФЗ, в том числе и в части запрета на употребление 1 Никотинсодержащая продукция  изделия, которые содержат никотин (в том числе полученный путем синтеза) или его производные, включая соли никотина, предназначены для потребления никотина и его доставки посредством сосания, жевания, нюханья или вдыхания, в том числе изделия с нагреваемым табаком, растворы, жидкости или гели с содержанием жидкого никотина в объеме не менее 0,1 мг/мл, никотинсодержащая жидкость, безникотиновая жидкость, порошки, смеси для сосания, жевания, нюханья, и не предназначены для употребления в пищу. 2 Устройства для потребления никотинсодержащей продукции  электронные или иные приборы, которые используются для получения никотинсодержащего или безникотинового аэрозоля, пара, вдыхаемых потребителем, в том числе электронные системы доставки никотина и устройства для нагревания табака, а также их составные части и элементы. 3 Кальян  прибор, который используется для генерирования аэрозоля, пара или дыма, возникающих от тления и (или) нагревания табака либо продуктов, не содержащих табачного листа, и в котором аэрозоль, пар или дым проходят через сосуд, наполненный жидкостью. 3 О направлении информации - 07 на территории и в помещениях организаций, оказывающих образовательные услуги, и потребление несовершеннолетними4 . Таким образом, Федеральным законом № 15-ФЗ не допускается потребление табака, потребление никотинсодержащей продукции, использование кальянов и устройств для потребления никотинсодержащей продукции несовершеннолетними. Ответственность за нарушение установленного Федеральным законом № 15-ФЗ запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее  КоАП РФ), и влечет наложение штрафа на граждан в размере от пятисот до полутора тысяч рублей (ст. 6.24 КоАП РФ). Это относится и к обучающимся, пренебрегающим запретом на курение в помещениях и на территории образовательной организации. В соответствии с частью 1 статьи 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. Отдельное внимание на законодательном уровне уделено и вовлечению детей в процесс потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции. К вовлечению относится: покупка для детей либо передача табачной продукции, табачных изделий или никотинсодержащей продукции, кальянов и устройств для потребления никотинсодержащей продукции, предложение либо требование употребить табачную продукцию, табачные изделия или никотинсодержащую продукцию любым способом5 . Статьей 6.23 КоАП РФ предусмотрена ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей. Те же действия, совершенные родителями или иными законными 4 Часть 4 статьи 20 Федерального закона № 15-ФЗ 5 Часть 1 статьи 20 Федеральный закона № 15-ФЗ 4 О направлении информации - 07 представителями несовершеннолетнего, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей. В соответствии с Федеральным законом № 15-ФЗ просвещение населения о вреде потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции и вредном воздействии окружающего табачного дыма и веществ, выделяемых при потреблении никотинсодержащей продукции, осуществляется в семье, в процессе воспитания и обучения в образовательных организациях, в медицинских организациях, а также работодателями на рабочих местах. Деятельность руководителя образовательной организации по охране здоровья обучающихся, направленная на профилактику и запрещение курения табака или потребления никотинсодержащей продукции Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации, создание безопасных условий обучения и воспитания обучающихся является частью ответственности образовательных организаций6 . К компетенциям образовательной организации также относится разработка и принятия правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов. Вопросы курения табака и никотинсодержащей продукции на территории и в помещении образовательной организации с необходимостью отражаются в вышеобозначенных локальных нормативных актах, правилах. Опираясь на ключевые задачи Концепции, положения Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде на период до 2025 года (утверждена 15 июня 2021 г. статс-секретарем – заместителем Министра просвещения Российской Федерации А.А. Корнеевым), а также с учетом региональной практики, возможно определить следующие направления деятельности образовательной организации, способствующие 6 Статьи 28, 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 5 О направлении информации - 07 сокращению/отказу от потребления никотинсодержащей продукции среди обучающихся, в том числе связанные с усилением контроля в образовательных организациях в части недопущения употребления никотинсодержащей продукции на территории и в помещениях образовательной организации, и являющиеся частью комплексной профилактической работы: 1. Реализация мер прямого контроля, направленных на выявление фактов употребления никотинсодержащей продукции на территории образовательной организации, в том числе в части соблюдения Федерального закона № 15-ФЗ: разработка системы локальных нормативных актов, реализующих меры по соблюдению запрета на потребление никотинсодержащей продукции среди обучающихся в образовательной организации и на ее территории, в том числе определяющих меры дисциплинарного характера, применяемые к обучающимся, нарушившим запрет, правила внутреннего распорядка и др. осуществление административного дежурства сотрудниками образовательной организации, педагогами во время перемен в целях обеспечения безопасности детей, в том числе контроля за нарушением запрета на табакокурение или употребление никотинсодержащей продукции на территории и в помещениях образовательной организации; организация системы наблюдения за возможными местами курения с использованием технических средств (видеокамеры, датчики дыма), которая позволит своевременно обнаруживать и пресекать нарушения запрета на курение или употребление никотинсодержащей продукции на территории и в помещениях образовательной организации; обеспечение пропускного режима для ограничения свободного доступа посторонних лиц на территорию образовательной организации. 2. Реализация дополнительных мер косвенного контроля, направленных на сокращение числа фактов употребления никотинсодержащей продукции на территории образовательных организаций и оказывающих сдерживающую функцию: 6 О направлении информации - 07 проведение индивидуальной разъяснительной работы с обучающимися  нарушителями запрета на курение табака или употребление иной никотинсодержащей продукции несовершеннолетними, в том числе разбор фактов нарушения обучающимся такого запрета на заседании Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся образовательной организации; проведение индивидуальной профилактической работы в отношении обучающихся, нарушающих запрет на потребление никотинсодержащей продукции; организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся, вовлеченных в употребление никотинсодержащей продукции. 3. Реализация дополнительных мер, направленных на предотвращение употребления никотинсодержащей продукции обучающимися, путем реализации мер первичной профилактики употребления никотинсодержащей продукции и организации комплексной профилактической работы, таких как: регулярное информирование обучающихся об ответственности, в том числе административной, и мерах дисциплинарного воздействия за курение в помещении образовательной организации, на прилегающей территории, в иных общественных местах, в том числе путем включения данных вопросов в содержание программ/занятий по правовому воспитанию и просвещению, формированию законопослушного поведения в целях профилактики правонарушений; разработка и реализация программ/планов охраны здоровья, формирования навыков и культуры здорового образа жизни у обучающихся, включающих в себя: лекции, беседы, тематические акции, конкурсы, викторины, тематические классные часы, уроки, диспуты, просмотр и обсуждение видеофильмов, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья; досуговые мероприятия и др. организация и проведение спортивных мероприятий: дней здоровья, спортивных соревнований, спартакиад; проведение психолого-педагогической работы, тренингов направленных на развитие самосознания детей и подростков, их личностных компетенций: коммуникабельности, ассертивности (независимость от внешних оценок, умение 7 О направлении информации - 07 отстаивать свое мнение), копинг-стратегий (поведение, способствующее преодолению трудных ситуаций); вовлечение обучающихся в досуговую, волонтерскую и иную просоциальную, деятельность, как альтернативу аддиктивному поведению; организация пространства в помещениях и на территории образовательной организации, привлекательного для обучающихся: наличие уютных и комфортных мест для отдыха, игр и общения организует свободное время на переменах, а организация разнообразных мероприятий и активностей во время перерывов, таких как спортивные соревнования, игры, конкурсы и т.д., может помочь обучающимся проводить время более продуктивно, насыщено, интересно, не ощущая потребности бездумно заполнить свое время чем-либо, например курением. 4. Реализация дополнительных мер информационно-просветительского характера в целях сокращение фактов употребления никотинсодержащей продукции обучающимися в образовательных организациях субъектов Российской Федерации, в том числе: размещение на территории образовательных организаций специальных знаков, баннеров, табличек с надписью: «Не курить!», «Курение запрещено!», напоминающих обучающимся и посетителям о запрете курения табака и иной никотинсодержащей продукции в помещениях и на территории образовательной организации; оформление информационных стендов, памяток, буклетов для обучающихся профилактической направленности, информирующих о запрете курения или употребления никотинсодержащей продукции несовершеннолетними, вреде здоровью, а также мотивирующих к соблюдению правил здорового образа жизни. 5. Реализация комплекса мер среди работников образовательных организаций, направленных на соблюдение запрета на курение табака (употребление иной никотинсодержащей продукции) работниками/педагогами образовательных организаций (далее  сотрудники), формирование внутренней моральной ответственности, осознание роли и значимости личного примера здоровьесберегающего поведения для обучающихся, среди них: 8 О направлении информации - 07 информирование о запрете курения (потребления никотинсодержащей продукции) на территории и в помещении образовательной организации, о мерах административной ответственности за нарушение запрета на заседаниях педагогического совета и совещаниях; организационно-методическое сопровождение деятельности сотрудников образовательных организаций: проведение тематических семинаров, вебинаров, практикумов, в том числе по обмену опытом использования эффективных практик по формированию культуры здорового образа жизни у обучающихся, организация курсов повышения квалификации. 6. Организация работы с родителями (законными представителями) в целях повышения эффективности профилактической работы с обучающимися образовательных организаций, направленной на предупреждение табакокурения и потребления иной никотинсодержащей продукции, предотвращение их вовлечения в курение (употребление никотинсодержащей продукции), например: информирование родителей (законных представителей) несовершеннолетнего о запрете курения табака или употребления иной никотинсодержащей продукции несовершеннолетними, в том числе на территории и в помещениях образовательной организации, о мерях административного и дисциплинарного воздействия в случае установления фактов курения (потребления никотинсодержащей продукции) обучающимся; проведение тематических родительских собраний о вреде курения или употребления никотинсодержащей продукции; реализация программ родительского просвещения, которые включают в себя: беседы, лекции, консультации на тему воспитания детей, роли семьи в профилактике социально негативных явлений; привлечение родительской общественности к деятельности родительского патруля на территории образовательной организации в целях контроля за безопасностью обучающихся, в том числе предотвращения курения табака или потребления никотинсодержащей продукции обучающимися.