Стратегия развития образования Чувашской Республики направлена на перевод отрасли образования на качественно новый уровень, который позволит формировать образованную, творческую, социально зрелую, физически здоровую личность молодых граждан России, стать основой экономического роста и социального развития регионального сообщества, фактором благополучия, стабильности, успешности и безопасности людей, проживающих в Чувашской Республике. Именно поэтому, одним из приоритетных направлений является развитие деятельности детских и молодежных организаций и объединений. Такая поддержка неслучайна. Так как возможности их в воспитании огромны.
23 октября 2018 года МБОУ «СОШ №31» г. Чебоксары стала стажировочной площадкой для педагогов дополнительного образования, старших вожатых из образовательных организаций Чувашской Республики. Тема стажировки: «Деятельность детских общественных объединений в образовательной организации во внеурочное время»
Семинар начался в 10:00 с приветственного слова директора школы Григорьева А.Д. Заместителем директора была представлена школа и ее жизнь в современных условиях.
Центральной фигурой воспитательного процесса является личность ученика. С этой мысли начала свое выступление заместитель директора Иванова Э.А. по теме: «РДШ в реализации программы воспитания и социализации школы». В ее докладе звучали тема семинара, цели и задачи. Важной составляющей эффективной внеурочной работы с обучающимися в школе №31 является выстроенная система внеурочных, традиционных мероприятий и коллективно-творческих дел. В основной школе внеурочная деятельность в большей степени осуществляется через органы самоуправления, социальные проекты, спортивные соревнования, культурно-досуговую деятельность, тематические периоды. Большинство мероприятий, входящих в план воспитательной работы носит социально значимый характер, и все они решают задачу массового вовлечения школьников во внеурочную социально значимую деятельность. Форма мероприятий подбирается так, чтобы в ней возможно было участвовать максимальному количеству людей (целыми классами). К такому направлению относится и волонтёрское движение. В 2018 году в школе появился волонтёрский отряд медицинского направления. Главным показателем эффективности внеурочной деятельности считаем возросшую детскую инициативу! Многие дети самоорганизовываются в коллективы, многие просто приходят с предложениями и желанием принимать участие в школьных мероприятиях! Дети не боятся брать на себя ответственность! В проведении мероприятий появилась преемственность и совместное участие. Старшие готовят праздники для младших, малыши украшают «взрослые концерты».
Далее с презентацией выступила Чернова С.В., старшая вожатая. В ее докладе четко прослеживалась работа детской организации школы. Светлана Владимировна еще раз подчеркнула, что детская организация в школе – коллектив творческий, нацеленный на творчество, созданный для творчества и для обучения детей отношению к своей и общественной жизни. Ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя. Осуществлять задуманное – это значит проявлять творческую заботу о своей школе, о близких и далеких людях, о родном крае. У детей постепенно вырабатывается привычка заботиться не только о себе, но и о других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо и интересно. Детям предоставляется возможность самим быть организаторами своих дел, проявлять инициативу и заботу об общественно-полезных делах, о коллективе и товарищах.
Мы стараемся создать детям условия для проявления самостоятельности и передаем в руки ребят функции самодеятельного управления. Основной принцип в нашей работе: все, что дети могут делать сами, они должны делать самостоятельно.
Большой интерес вызвало выступление Геронтьевой Т.В., классного руководителя 9а класса по новым технологиям. Татьяна Владиленовна подчеркнула, что деятельность органов ученического самоуправления материализуется не только в отдельных мероприятиях и делах, но и в работе по формированию в ученическом коллективе специальной атмосферы, так называемого «духа коллектива». Эта атмосфера должна помогать делать самостоятельный нравственный выбор. В выборе он должен руководствоваться нравственно-этическими ценностями, которые утверждаются в классном коллективе. В своём классе мы совместно с ребятами разработали и утвердили не только морально-этические ценности воспитательного коллектива, но и правила поведения ученика классного коллектива. Классные законы, обсужденные и одобренные большинством учащихся, надо выполнять и стараться не нарушать даже по уважительной причине. Поэтому в классе не возникает проблем даже с трудовым воспитанием как обучающихся, так и родителей.
Было задано участниками семинара много вопросов, что говорит о том, что работа нашей школы заинтересовала коллег из партнерских школ.
Автор: Яркина Т., заместитель ШУС МИКС РДШ