УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Вас рада видеть на своей страничке школьный учитель-логопед Перова Татьяна Вячеславовна.

В настоящее время в школе работает логопедический кабинет, в котором логопед проводит коррекцию выявленных речевых нарушений.

 Общаясь с родителями, приходится часто слышать: «А зачем нам идти к логопеду в школе? Мы все звуки говорим нормально», или «А что логопед делает в школе?» В связи с этими вопросами возникла необходимость ответить на них.

 Что делает логопед.

 Основные направления работы учителя-логопеда в школе - это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.

 Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:

  • развитие связной речи
  • накопление и совершенствование словаря
  • развитие физического и речевого слуха
  • развитие грамматической стороны речи
  • обучение навыкам словообразования и словоизменения
  • коррекция произношения.

В ходе работы решается ряд дополнительных задач:

  • профилактика и исправление нарушений письма и чтения.
  • развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);
  • формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);
  •  формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);

Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижение учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.

Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. Такой подход и осуществляется логопедом школы.

Какие ошибки должны насторожить родителей.

 1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому (зрительному) сходству: /б-д/, /п-т, Е-3, а-о, д-у/ и т.д.

2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие звука или его замена отражается и на письме. Ребёнок пишет то, что говорит: /сапка/ - шапка, /теловек/ - человек, /вопата/ - лопата.

3. Смешение фонем по артикуляционному (произносительному) сходству. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям даётся письмо под диктовку. Смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие звуки, звуки ч, ц, щ между собой и с другими фонемами. Например: /тубло/ (дупло), /лёбит/ (любит).

4. Мы часто радуемся, когда ребёнок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированном звуковом восприятии может привести к ошибкам на письме: пропуск букв, слогов, недописывание слов.

5. Много ошибок из-за неумения ребёнка передавать на письме мягкость согласных: /сольить/ (солить), /вьезёт/ (везёт).

6. Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок также является одним из проявлений дисграфии: /Всаду вы росли чудесные розы / (в саду выросли чудесные розы).

Когда и зачем нужны логопедические занятия?

Уважаемые родители! Обращайтесь за помощью к логопеду своевременно!

 Если ребёнок пришёл в первый класс с нарушенным звукопроизношением, процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется.

Дети, занимавшиеся в детском саду с логопедом, находятся под особым контролем у школьного логопеда, так как у этих детей, в первую очередь, могут возникнуть трудности с освоением письменной речи. Сообщите логопеду, если ваш ребёнок имел в прошлом недостатки звукопроизношения.

Дополнительное внимание и контроль помогут предотвратить вероятные трудности.

Уважаемые родители, обращаем ваше внимание, что к моменту поступления в школу предполагается, что проблемы, связанные со звукопроизношением вашего ребёнка, решены в дошкольный период.

Если вы откладываете постановку звуков у вашего ребёнка до поступления в школу, так как там есть логопед, вы делаете большую ошибку.

В начале учебного года первоклассники и другие ученики начальной школы проходят обследование у логопеда на основе нейролингвистических методик, которые помогают наиболее полно охватить все этапы речевого развития ребёнка.

По результатам обследования на дополнительные занятия по развитию речи приглашаются ученики с выявленными трудностями в области фонетико-фонематического восприятия, с трудностями в области словообразования, словарного запаса, а также в области связной речи.

 

График работы логопедического кабинета

в 2017-2018 учебном году

День недели Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Коррекционные занятия 12.00-15.00 12.00-16.00 12.00-16.00 12.00-16.00 12.00-15.00
Консультации для педагогов и родителей 15.00-16.00       15.00-16.00

Групповые занятия длятся 35-40 минут 2-3 раза в неделю,индивидуальные-20-25 минут 2-3 раза в неделю в зависимости от вида и степени нарушения

Необходимость в дальнейшем обучении с логопедом определяется в результате дополнительного обследования в конце учебного года.

Специальная помощь, оказываемая учителем-логопедом, направлена на коррекцию речевых нарушений, ориентирована на дальнейшее развитие устной и письменной форм речи.

Игры-«помощники»

«Один звук»

 У игры три варианта:

Из каждого слова надо исключить по одному звуку, чтобы получилось новое слово. Вот так: ГОРСТЬ — ГОСТЬ.

 Хлев, уточка, столб, щель, укол, зубр, коса, мрак, полк, удочка, волк, смех, олень, клещ, мель, снаряд, град, скот, всласть, краска, стол, тепло, беда, экран.

За каждое новое слово — одно очко.

Добавьте к каждому из слов один звук, чтобы получилось новое слово. Вот так:

РОТ — КРОТ.

Роза (г), рубка (т), стол (б), дар (у), клад (с), лапа (м), шар (ф), усы (б), укус(с).

Замените в словах один согласный звук. Вот так: КОРЖ — МОРЖ.

Ногти (к), булка (р), лапка (ц), зубы (д), киска(м), песок (л), галка (п), орел (с), норка (к), клин (б), свет (ц), полено (к), рамочка (м).

«Столбики слов»

Приготовьте бумагу, карандаш.

Ведущий пишет слово. Задача игроков — записать в столбик пять слов, начинающихся с каждой буквы, входящей в данное слово. Ведущий устанавливает время (3-4 минуты, если играют дети. Для взрослых, ради смеха тоже можно сыграть, но время определить в секундах, например, 30 с. или даже меньше), а игроки пишут как можно больше слов.

Пример: данное слово — БУКВА.

Бук уж катер волк астра

беда утка кирка веревка арбуз

В столбиках может быть любое количество букв, которое заранее оговорит ведущий.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Сигнал «нужна помощь»

Некоторые ошибки свидетельствуют о незрелости структур головного мозга. Если вы заметили их у своего ребёнка, и ошибки такого рода не единичны, обязательно обратитесь специалисту:

  • Отсутствие пропусков между словами и предложениями.
  • Несоблюдение границ полей в тетради и правил переноса.
  • Зеркальное письмо: буквы  в, э, зцифры 5, 4, 3, перевёрнуты в другую
  • сторону.
  • Повторение одной и той же буквы («пироп» вместо «пирог»).
  • Замена букв по кинетическому сходству (б-д – колодок вместо колобок; ж-х – мужомор вместо мухомор; и-у – клумат вместо климат; т-п – пигр вместо тигр, л-м – лалина вместо малина).
  • Ошибки в ударных слогах (учетелъ вместо учитель, южик вместо ёжик).
  • Пропуск букв, не дописывание слов и букв, перестановка слогов (гамазин
  • вместо магазин).
  • Забывание редко встречающихся букв (ъ, щ, ю).

Как помочь ребёнку справиться со школьными нагрузками

Повышенная  утомляемость, низкая работоспособность, рассеянное внимание, трудности самоконтроля – признаки школьной дезадаптации, которые часто наблюдаются у детей с ослабленным здоровьем и нарушениями речи. Эти проблемы значительно затрудняют процесс обучения. Но справиться с ними можно, если придерживаться следующих рекомендаций:

  • Соблюдайте режим дня. Отводите на сон столько времени, сколько ребёнку необходимо для восстановления сил, но не меньше 9 часов.
  • Нельзя наказывать ребёнка лишением прогулки. Игры на свежем воздухе необходимы как для физического, так и для умственного развития.
  • Очень полезно каждое утро растирать ребёнку шейную и затылочную зоны жёстким полотенцем.
  • Приучите сына или дочь ежеутренне принимать контрастный душ. Не прибегайте к авторитарным методам, чтобы искоренить в ребёнке страх сделать ошибку.
  • Доброжелательная обстановка в семье, уважение к личности ребёнка, внимание к его проблемам – основы вашего взаимопонимания и сотрудничества.
  • Очень полезен белый цвет, как в одежде и игрушках, так и в окружении (снегопад, прогулки по зимнему лесу).
  • При утомлении заваривайте лавровый лист и ставьте его на письменный стол.
  • Важнейший регулятор физического и умственного развития – йод.  Проконсультируйтесь с врачом: возможно, вашему ребёнку необходимы витамины йодсодержащие препараты.

        

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

Влияние звукопроизношения ребенка на письменную и устную речь

На что нужно обратить внимание при  подготовке к школе?

Нормы речевого развития ребёнка в 6-7 лет

 Полезные игры по дороге домой

 Причины возникновения речевых недостатков у детей.

 Что нужно знать родителям, дети которых с трудом пишут и читают

 Правила, для родителей, дети которых посещают логопедические занятия

 Адаптация первоклассников

Речевая готовность ребёнка к школе

Если у ребенка проблемы с чтением 

Чтение без ошибок

«Домашняя игротека» по профилактике дисграфии

Коррекция почерка. это возможно!

Как проверить речевую готовность ребенка к школе

Если у ребенка зеркальные ошибки вследствие перевертывания буквенного знака в обратную сторону

Визуальный тренажер по подготовки детей к обучению грамоте